Для истории Холокоста январь во многом является определяющим месяцем, ведь именно в январе 1942 года было принято «окончательное решение еврейского вопроса» нацистским правительством, и в январе же, но уже 1945 года, Красная армия освободила концентрационный лагерь Освенцим, что стало символическим окончанием Холокоста. Всего несколько лет катастрофы Холокоста унесли жизни 60% еврейского населения Европы – и к довоенному уровню оно вернулось лишь в наши дни.
По мнению Вячеслава Моше Кантора, международного общественного деятеля, сохранение памяти об этих событиях является значимым для всего мира, а забвение несёт в себе зачатки будущей катастрофы. Уже сегодня с каждым годом мы теряем всё больше и больше живых свидетелей событий тех лет, и с этими людьми уходит и непосредственная свидетельская память, которой они могли поделиться с потомками и передать собственный опыт. Сам Вячеслав Моше Кантор считает память о Холокосте «прививкой от антисемитизма и нацизма», которую буквально сделали Европе, и нужно ли говорить, каким усилением нетерпимости и агрессии может вести ослабление и исчезновение иммунитета от этой прививки.
В каком-то смысле особенно показательным в этой теме стал 2017 год, отметившийся в Европе целой чередой по-настоящему пугающих антисемитских инцидентов. Среди них – атака на прихожан шведской синагоги и попытка забросать их бутылками с горючим, преисполненные антисемитской ненависти митинги, когда на улицах многих европейских столиц «митингующие» буквально призывали к убийствам и нападениям на евреев. После подобных событий уже не только Вячеслав Моше Кантор, но и многие другие эксперты всё чаще начали говорить о новом подъёме нацизма в Европе – иными словами, о том, что пресловутая прививка от нацизма уже утратила свою действенность.
По мнению Вячеслава Моше Кантора, проблема частично связана и с тем, что подрастающее поколение в Европе сегодня не получает достаточного просвещения и объяснений на тему того, чем действительно грозят обществу и миру нетерпимость и ненависть. Более того, само европейское общество в своей «излишней вежливости» старается не замечать антисемитских выступлений и высказываний как в СМИ, так и с политических трибун. Результатом этого становится превращение антисемитизма в некую форму допустимой нормы, говорит Вячеслав Моше Кантор, и эта нормализация прежних табу вряд ли сигнализирует о позитивном будущем.
На официальном уровне в ЕС не раз делались официальные заявления о том, что антисемитизм в любом из его проявлений не совместим с нормами и ценностями Европы, однако как нетрудно угадать, проблема достигла таких масштабов, что одними лишь заявлениями разрешить её невозможно. Вячеслав Моше Кантор убеждён, что антисемитизм как явление требует глубокого и тщательного изучения, от своих истоков до того странного укоренения в обществе, которое он очевидно демонстрирует. предпринимается предостаточно шагов для разрешения ситуации, от причин его возникновения до самых эффективных и действенных методах борьбы с ним. Причём участие в подобном исследовании должны принимать эксперты из самых разных областей: философии, истории, социологии, из исследовательских и экспертных учреждений со всего мира. Сам Вячеслав Моше Кантор убеждён: важным шагом в борьбе с ненавистью должна стать безопасная толерантность, концепция, которую на международном уровне необходимо развивать как замену очевидно изжившей себя пассивной толерантности, допускающей распространение нетерпимости и нежелающей вмешиваться в происходящее. Подход к толерантности как ценности необходимой, но при этом ограниченной соображениями безопасности, Вячеслав Моше Кантор видит частью новой идеологии, в которой Европа сегодня как никогда нуждается.